日本
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Форум для любителей Японии, японских музыкантов, манги, аниме и прочего...
 
ФорумФорум  ПорталПортал  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 Японские сады

Перейти вниз 
АвторСообщение
Tsukiko
Модератор
Модератор
Tsukiko


Сообщения : 216
Очки : 25262
Репутация : 28
Дата регистрации : 2010-11-12
Возраст : 28

Японские сады Empty
СообщениеТема: Японские сады   Японские сады Empty15/11/10, 04:57 pm

Японские сады. Этапы перемен.

Первым письменным источником, где встречается слово нива («сад»), является Нихонги, («Анналы Японии») относящиеся к 8 веку. Там этим словом названо пустое сакральное пространство, где обитало божество.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Вначале это пространство было даже не огорожено и выделялось из окружающего пейзажа чисто психологически. Со временем такое пространство стали обособлять: огораживать и засыпать галькой. Такие площадки назывались сики («ритуал», «обряд», «дух», «четыре времени года»). Сначала это было просто пустое пространство – место обитания божества. Затем на площадке стали устанавливать амбар – святилище. То, что святилищем стал амбар, говорит о его связи с земледельческим культом. Это была уже некая архитектурная единица – здание с расположенным перед ним большим пустым двором, зародыш стиля синдэн («святилище», «храм»), архитектурного стиля дворцовых комплексов, возникшего и получившего развитие в эпоху Хэйан (8 – 12 вв.). Типичным примером такого стиля может служить императорский дворец в столице Японии того времени, г. Хэйан, построенном в 8 веке. Место амбара–святилища в нём занимал центральный тронный зал Сисиндэн («Зал Церемоний»), давший название стилю. Перед ним находилась большая площадь, засыпанная белым песком, «расчёсанным» особыми граблями, а за ней – пейзажный сад.
Обычай разбивки садов, искусственно воссозданных кусочков природы, пришёл в Японию из Китая в 7 веке, и характер японского сада складывался в сложном единении традиционного стремления к естественности, к выявлению, а не трансформированию, и идеи преобразования природы, пришедшей с континента. Следует также отметить особую сакральность сада, связанную с изначальным осмыслением понятия «нива». Такое единство противоположностей и привело к созданию хэйанских пейзажных садов, отличавшихся редкой декоративностью. В них доминировали цветущие растения. Тут были и деревья – преимущественно слива и вишня, и кустарники, такие, как азалии и керрии, и травянистые цветущие растения, среди которых наибольшей популярностью пользовались ирисы и хризантемы. Фоном же для этого разноцветья служили вечнозелёные сосны и бамбуки. Обязательным элементом сада являлось озеро с островком. Типичная планировка предусматривала также холм и ручьи, один – впадающий в озеро, другой – вытекающий из него. При этом учитывались принципы китайской геомантии – фэн-шуй (ветер и вода), дожившей до наших времён. Сады могли быть очень большими, типа наших парков. Такой сад прекрасно описан в романе эпохи Хэйан «Гэндзи моногатари»: «В юго-восточной части сада, где холмы были самыми высокими, посадили разнообразные весенние цветы. Пруд здесь имел спокойные, плавные очертания, а в саду, примыкавшему к дому, были нарочно собраны деревья, которыми принято любоваться весной: пятиигольчатая сосна, слива, вишня, глициния, керрия, азалия и прочие. Между ними посадили некоторые осенние растения. Рядом с покоями Государыни, на оставшихся от прежних времён холмах, разместили деревья, славящиеся особенно глубокими оттенками осенней листвы, провели в сад прозрачные ручьи, расставили камни, через которые переливаясь вода журчала особенно сладостно, позаботились и о водопаде. Словом, здесь можно было в полной мере насладиться прелестью осеннего пейзажа, а как пора теперь стояла самая благоприятная, сад сверкал яркими красками, превосходя даже прославленные горы и луга в окрестностях реки Ои в Сага. В северо-восточной части сада били прохладные ручьи, суля защиту от летнего зноя. Возле дома рос чёрный бамбук, над листьями которого словно притаился свежий ветерок. Рядом темнела роща – такая же тенистая и прекрасная, как где-нибудь в горной глуши. Изгородь была поставлена будто нарочно для того, чтобы на ней цвели унохана. Тут же росли напоминающие о былых днях померанцы, гвоздики. Розы, горечавки, кое-где к ним были посажены весенние и осенние цветы». По своей композиции такие сады относятся к «чередующимся», поскольку его пейзажи открываются прогуливающемуся по дорожкам человеку постепенно, вид за видом, как будто он перелистывает страницы прекрасной книги.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Это лишь основные виды садов, не исчерпывающие всего их разнообразия. По другой классификации японские сады делятся на два типа: пейзажные, холмистые сады – цукияма и плоские сады хиранива, но большой сад может совмещать в себе оба вида. Каким бы ни был тип сада, он может быть создан в соответствии с тремя формами: син, гё и со. Не только сады, но и любое произведение японского искусства соответствует одной из этих универсальных форм. В каллиграфии стиль син характеризует полный, уставной способ написания иероглифов, гё – полускоропись, где часть черт иероглифа сливается или вовсе исчезает, и со – скоропись, при которой почти все черты могут сливаться в одну. Этот характер – полнота, сокращённость или строгая лаконичность свойственен и садам.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Японские сады
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
日本 :: Япония :: Культура и обычаи-
Перейти: